Йом Кипур — Судный день
Десятый день еврейского нового года — Судный день (Йом Киппур, ивр. יוֹם כִּיפּוּר) — день искупления грехов и Высшего суда.
В 2024 году Йом-Кипур начнётся вечером в пятницу, 11 октября 2024 г. и закончится в субботу, 12 октября 2024 г.
Это случится спустя десять дней после наступления еврейского Нового года. Часто праздник Йом-Кипур выпадает на субботу. Поэтому имеет еще и название «Шабат шабатон». В переводе это означает «суббота суббот». В Йом-Кипур в Государстве Израиль не работает общественный транспорт, аэропорты также отменяют все вылеты своих авиарейсов.
Судный день – день Искупления и Прощения, когда окончательно решается судьба каждого из нас. Самый строгий пост у евреев. День, когда Господь ставит печать в Книге живых и в Книге мертвых. Пост начинается с появлением на небе первых двух звезд и заканчивается на другой день глубой ночью. Судный день длится не менее 25 часов.
Только в этот День евреи идут молиться в синагогу обязательно покрываясь талитом – прямоугольным куском белой ткани с темно-синими полосами по краю и кистями, в память о заповедях, которые должен соблюдать религиозный еврей.
В этот День в синагогах особенно многолюдно – приходят и те, кто только один раз в году посещает синагогу – в Йом Киппур. Молитву сопровождают трубные звуки шофара. Трижды поется знаменитая Коль Нидрей, молитва положенная на музыку несколько веков тому назад. Традиция предписывает запрет на проведение всех видов работ, нельзя есть , пить и курить, пользоваться электроприборами – в Судный день жизнь останавливается !
В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Израилева. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.
«Открывающая молитва» — Кол-Нидрей — превратилась в символ всего праздника. Она произносится трижды и поется вслух.
В Йом Киппур читают также поминальную молитву, к которой в наши дни добавилось еще две части: поминовение жертв Катастрофы и погибших в войнах за независимость Израиля.
В 1973 году в этот день армии Египта и Сирии предприняли внезапное нападение на Израиль. Прямо из синагог и из своих домов люди отправились в бой, и рев моторов нарушил покой праздника. Многие не вернулись. Так старые обрядовые формы наполнило новое трагическое содержание — утраты и скорбь.
В канун Йом Киппур принято есть «разделяющую трапезу», после которой до исхода Судного дня — строгий пост. Синагоги наполняются народом: приходят даже те, кто не бывает там в течение года, закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин, зато полно детей на велосипедах, свободно разъезжающих по пустым улицам.
Судный день, согласно еврейской традиции, завершается тем, что каждый еврей получает положительную или отрицательную оценку своих деяний, а на ее основе — приговор милостивый или осуждающий. Это день, когда выясняется, принята или отклонена просьба о прощении Высшим судом на небесах.
Особое значение приобретает «закрывающая молитва», произносимая при заходе солнца — после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздаются звуки шофара, и слышен завершающий все обряды призыв: «В следующем году — в Иерусалиме».