Рош Ходеш / Rosh Chodesh
Рош Ходеш переводится, как голова месяца, и является началом каждого месяца. У этого дня есть несколько названий: «малый праздник», «полупраздник», малый Йом Кипур (Йом Кипур катан) и даже своеобразный женский день. Всем этим названиям, а также, какие и когда читать молитвы, имеются разъяснения, но интерес представляет сам этот день, который выделяется из всех праздничных дней еврейского календаря. Мудрецы считали, что Новомесячье – это очень особый период.
«И обратился Г-сподь к Моше и Аарону в земле Египетской, говоря: «Месяц этот вам — начало месяцев; первый он у вас из месяцев года»
Шмот, 12
Установление Рош Ходеш было первой заповедью, данной сыновьям Израиля ещё в Египте. Оно фактически явилось началом свободной жизни после выхода из Египта. После этого обращения Всевышний передал право устанавливать сроки праздников и новомесячья Моше и Аарону, обратившись к ним, указав на молодой серп луны, со словами: «теперь Я передаю это право вам». (Шмот Раба, 15).
Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время, – для праздничного дня нашего. Ибо закон это для Исраэля, установление от Бога Яакова.
Псалом 81
Особая важность определять начало месяца была задана свыше – первым от начала отсчёта обязательно должен был быть весенний месяц. В памяти народа должно было навеки остаться время года его избавления из египетского рабства. Этот месяц стал отправной точкой для исчисления остальных праздников и создания еврейского календаря.
Поскольку установление новой Луны служило основой для расчёта праздничных дней, этот день был обставлен с особой торжественностью в Санэдрин, где заседали мудрецы, приходили люди, готовые засвидетельствовать появление молодого месяца.
Для определения правильности показаний судейской коллегии достаточно было двух свидетелей, но всем пришедшим оказывалось большое уважение, выслушивали каждого, их спрашивали, в каком месте, с какой стороны, на какой высоте – и о прочих признаках новорожденного серпа луны, которые они видели.
В честь спешивших в Храм вестников, боявшихся опоздать с оповещением об увиденном зарождении луны, устраивались обильные праздничные трапезы. Это был полностью праздничный день. Нарядно одетые люди спешили в Храм. В Храме совершали жертвоприношение, трубили в шофар и проходили другие службы в честь Даровавшего заповеди.
Хотя судьи Санэдрина прекрасно ориентировались в наступлении Рош Ходеш, они это скрывали долгое время от людей, чтобы в установлении новолуния участвовал народ, и в этом тоже была особая святость исполнения указаний Торы. После разрушения Храма глава Санэдрина – рабби Гилель, а затем его потомки и мудрецы, жившие в Галилее, ещё продолжали опрос свидетелей для установления нового месяца.
Но ввиду больших гонений римских властей на оставшихся в земле Израиля законоучителей, они на общем собрании приняли решение составить календарь всех праздников и освятить новомесячья на тысячелетия вперёд. Ими руководил страх оставить народ без возможности налаженной системы праздников.
Сведения о календаре, были даны Моше на горе Синай. Затем были переданы им Иегошуа, от него – старейшинам, от них пророкам, и дальше по цепочке – поколению рабби Гилеля из рода Давида. Так в 358 году н.э. был составлен календарь-таблица для исчисления новомесячий и еврейских праздников, которым мы пользуемся и сейчас. С приходом в нашу жизнь вычисляемого календаря не только светские, но многие религиозные евреи в разных странах не празднуют Рош Ходеш, но выделяют этот день чтением дополнительных молитв. В некоторых общинах сохранились обычаи специальных трапез и ограничения в тяжёлых работах.
Наука каббала о Рош Ходеш
Все еврейские будни и праздники – это изливающиеся в мир потоки света из Высшего источника, называемого Ацилут. В праздники оттуда приходят особые по мощности свечения, которые Природа-Творец своей щедрой рукой дарит нам. И только от нас зависит, насколько мы способны принять этот дар, чтобы вернуть с благодарностью, ничего не оставляя для себя, и просить лишь сближения с Творцом, как это было у наших праотцов. Тогда народ жил, действовал и исправлял себя под руководством Творца.
Луна, которая светит светом, отражённым от Солнца, страстно желает стать таким же большим светилом, как оно. Так и человек питается светом от Творца, не имеет ничего своего, но желает уподобиться Ему.
Но, как он может уподобиться, если Творец – Добрый и Отдающий благо, а человек – эгоистическое желание, сотворённое Им? Посмотри, как сокращает свои желания Луна, как бы, говорит человеку Творец. Ведь сказал Всевышний Луне: «Иди, и уменьши себя». Только тот, кто способен уменьшить себя, отменить свои эгоистические желания, может связаться с высшей силой, которая хочет отдать всё без остатка, с единственным намерением: раскрыться творению. Благословляя начало месяца, когда Луна себя полностью сокращает – природа скрывает её – творение также делает подобное сокращение. Человек благословляет сокращение своего желания насладиться, а потом постепенно обновляет его настолько, насколько способен управлять им и использовать для отдачи Творцу, чтобы Ему уподобиться. Это и есть освящение обновления (хидуш), новое состояние, новый «месяц» (ходеш), когда человек постепенно и осознанно начинает поэтапно строить свой духовный путь к Творцу.
«Если не я себе – кто мне? А когда я себе – что я? И если не сейчас, то когда?» Великий Гилель
Наука каббала рассказывает о системе, которая связывает наши души узами любви. Каббала пробуждает в людях желание стать одним человеком внутри этой системы, чтобы подняться на духовный уровень. Сделать это мы, как «последнее поколение», можем «здесь и сейчас» еще при нашей жизни. Творение создано для исправления эгоизма на отдачу и любовь к людям и от них – к Творцу. Поэтому, о конце дней, когда цель творения будет достигнута, сказано у пророка: «И будет свет Луны, как свет Солнца»