Rockabilly — жанр рок-н-ролла
Первые предпосылки для появления рокабилли появились уже в 1920-е годы, когда многие кантри-исполнители, например, Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers) применяли в своих хитах типично-блюзовые аккордовые последовательности – правда, инструментовка и звук всё же в корне отличались от записей ведущих блюз-исполнителей тех лет, таких как Блайнд Лемон Джефферсон (Blind Lemon Jefferson) и Бесси Смит (Bessie Smith). Проникновение блюза и джаза в кантри-музыку значительно увеличилось позже, в тридцатые-сороковые, когда прижились введённые Бобом Уиллсом (Bob Wills) стил-гитара, духовые и биг-бенд джазовые ритмы.
Сам Уиллс позже говорил: “Рок-н-ролл? Да бросьте, мы с Texas Playboys играем это с 1928-го. Это просто наиболее используемая ритмическая фигура – барабанный бой, который можно услышать и в африканских племенах. Добавьте разные инструменты – получите то разнообразие стилей, которое есть сейчас. Ритм – вот что важно.”
Ну а после взрыва популярности буги в 1938 году (к которому приложили руку блюзмены Мид Люкс Льюис (Meade Lux Lewis) и Пит Джонсон (Pete Johnson)), и кантри-певцы просто не могли не воспользоваться новым трендом. Мун Малликен (Moon Mullican), Теннесси Эрни Форд (Tennessee Ernie Ford), The Maddox Brothers and Rose и другие совмещают басовую секцию буги с “хиллбилли” кантри-вокалом и запускают волну “хиллбилли-буги”. Фред Мэддокс (Fred Maddox) из The Maddox Brothers изобретает новый стиль игры на басу – “слэп”, и, в результате, группа добивается очень близкого к раннему рокабилли звучанию. До формирования нового стиля остается всего пара штрихов, которые The Maddox Brothers сумеют добавить, немного изменив своё звучание. Теперь их визитной карточкой станет сочетание экспрессивного хонки-тонка с тяжелым слэпповым басом – невероятое звучание для того времени!
Билл Хэйли был лидером вестерн-свинг коллектива, в 1951 году записал одну из ранних рокабилли-песен – “Rocket 88”. В 1953 году очередная рокабилли-запись Хэйли и его группы “The Saddlemen” “Crazy Man, Crazy” достигает 12-го места в чарте Billboard. Увеличить успех коллективу удалось на следующий год, подарив миру песню “Rock Around the Clock”
Этот хит, записанный в нью-йоркской студии Decca Records, становится саундтреком к фильму Blackboard Jungle, возглавляет чарты по всему миру, занимает второе место в чарте Billboard Hot и входит в Книгу рекордов Гиннесса как “самая продаваемая пластинка”, разошедшаяся 25-миллионным тиражом. История рокабилли писалась многими, но три исполнителя оставили в ней наибольший след – Карл Перкинс, Элвис Пресли и Бадди Холли.
Наибольший вклад в появление рокабилли в радио- и ТВ-вещании внесли, безусловно, Карл Перкинс и Элвис Пресли. Первый с “Blue Suede Shoes” впервые появляется на телешоу Ozark Jubilee, а второй, создав собственную версию того же хита, дважды выступает с ним на телевиденьи, и трижды с “Heartbreak Hotel”. Обе песни мгновенно возглавляют чарты США. В марте 1956 года звукозаписывающая компания Columbia выпускает “Honky Tonk Man” Джонни Хортона.
Карл Перкинс попадает в автомобильную аварию по пути на съемки и выбывает из сражения за слушателей.
В апреле 1956 года на рокабилли – сцене появляются новые имена – Бадди Холли (Buddy Holly) и Рой Орбисон (Roy Orbison). Впрочем, до 1957 года новички не пользуются большой известностью в музыкальных кругах.
Появляются и первые рокабилли-исполнительницы: осенью 1956 года Ванда Джексон (Wanda Jackson) обретает известность с хитами “I Gotta Know” и “Hot Dog That Made Him Mad”. К началу следующего десятилетия Джексон выпустит ещё с десяток хитов.
Пик популярности Rockabilly пришёлся на 1956-57 годы – поколения подростков тех лет просто с ума сходили от нового звучания. Однако очень скоро рокабилли-бум пошёл на спад – смерть Бадди Холли в авиакатастрофе, уход Элвиса Пресли в армию и банальная смена вкусов сделали своё дело. Уже к середине шестидесятых стиль рокабилли остался популярным только в Британии, где сексуальность, свобода и протест, связанные с этим направлением, плавно переродились в битломанию и последовавшее “Британское вторжение” – хотя рокабилли-хиты появлялись и в восьмидесятых, например, сингл группы Queen “Crazy Little Thing Called Love”.
Несмотря на упадок 1960-х, потенциала рокабилли хватило на то, чтобы оживить направление. Альбомы “Comeback” Элвиса Пресли, “Creedence Clearwater Revival” одноименной команды, кинофильм “American Graffiti” и телешоу Happy Days возродили интерес к музыке 1950-х, в особенности в Англии, где в 1970-х появилось множество коллекционеров и рокабилли-клубов.
В конце семидесятых в рокабилли-среде начали появляться альтернативные течения – в первую очередь благодаря взаимопроникновению далеких друг от друга музыкальных направлений.
Так, в начале 1980-х, в эпоху хард-рока и хэви-метала, рокабилли-бэнду Jason & the Scorchers удалось смешать мелодии Чака Берри и Хэнка Уильямса с тяжелыми гитарными риффами и бодрой ритм-секцией, породив тем самым альт-кантри.
В девяностых количество экспериментов в рокабилли существенно снизилось. Почти не появлялось новых исполнителей, в творчестве многих инди-, блюз- и кантри-рок групп США прослеживается как минимум сильное влияние рокабилли, возбуждающее интерес к музыке 1950-60-х в младших поколениях фанатов.