Песах-Шени или Второй Песах
Песах-Шени 2024 года начинается 21 мая вечером и заканчивается вечером 22 мая
Четырнадцатый день месяца Ияр это особый день. называемый Песах-Шени, или Второй Песах. Он наступает точно через месяц после Эрев-Песах (день накануне Песаха). В Эрев Песах, 14 Нисана, был днем, когда в Храме приносились пасхальные жертвы – Корбан Песах. Только ритуально чистые могли приносить пасхального ягненка. Всякий, кто был нечист (например, дотрагивался до покойника) не мог приносить жертву. Для того, чтобы не лишать людей возможности выполнить великую мицву и порадоваться празднику Песах, Б-г постановил, что те, кто не могли принести пасхальную жертву вовремя, по причине нечистоты или из-за того, что находились слишком далеко от Храма, должны сделать жертвоприношение месяцем позже, 14 Ияра, и есть жертву с мацой и горькими травами.
Впервые второй Песах соблюдался на второй год после выхода народа Израиля из Египта. Когда подошел Песах, те мужчины, что несли останки Иосифа из Египта в Землю Обетованную, оказались нечисты и не имели права приносить пасхальные жертвы с остальными людьми в должное время. Тогда они пришли к Моше и спросили его, как им быть, ведь им тоже хотелось порадоваться празднику Песах. Именно тогда Б-г дал нам закон о Песах-Шени.
Известно высказывание шестого Любавичского Ребе, рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона о том, что Песах-Шени учит нас тому, что нельзя отчаиваться, все можно исправить, нет ничего непоправимого. Хотя в наше время мы не можем приносить пасхальные жертвы, потому что Храм разрушен и законы чистоты не применяются, мы отмечаем Песах-Шени, исключая Тахнун (покаянную молитву) из молитвенных служб этого дня. Согласно обычаю, в этот день едят мацу (желательно, чтобы это была маца-шмура), при этом обычный хлеб не запрещен.
Тора рассказывает о Песах-Шени
Тора рассказывает нам о претензии евреев, находившихся 14 Нисана – в день принесения Пасхальной жертвы – в состоянии ритуальной нечистоты (т.к. они несли саркофаги с телами праотцов, родоначальников колен). Они возмутились, что из-за исполнения одной заповеди (алваят амэт, сопровождение усопшего) они потеряли возможность исполнить другую заповедь (корбан Песах, жертвоприношение праздника Песах). Благодаря их большому желанию не отделяться от других евреев, в Торе появилась новая глава, в которой Всевышний сообщает нам, что те, кто не смог принести корбан Песах 14 Нисана, смогут это сделать через месяц, 14 Ияра.
С 14 Ияра Тора связывает только корбан Песах (который режут 14 и едят в ночь на 15) – поэтому нет обязанности исполнять все остальные составляющие первого Песаха (маца, марор, 4 бокала вина и т.п.). Некоторые даже предполагали, что это подпадает под запрет бал тосиф, "не прибавляй". Это же касается и Агады, рассказа об Исходе (даже если человек не рассказывал Агаду во время пасхального Седера2. Но, правда, Маарал из Праги3 считает, что обязанность рассказа об Исходе распространяется и на ночь 15 Ияра.
Уже давно распространился обычай отметить Песах-Шени трапезой с мацой. Некоторые даже делают в ночь на 15 ияра идентичный Седер Песах, как и в ночь 15 нисана (правда хамец в доме остается и даже может присутствовать на столе). Покаянную молитву Таханун не говорят 14 Ияра, а многие не говорят и 15. Некоторые вообще празднуют целую неделю, т.к. в Раая Мээмна4 сказано, что после Песах-Шени тоже есть неделя хол-амоэд.
Есть спор среди мудрецов – можно ли поститься 14 Ияра (иногда на него выпадает один из трех послепраздничных постов). Известно, что в первых поколениях хасидизма это было одним из столпов преткновения и причин гонения на хасидов – ведь они не постились в Песах-Шени, если он выпал на такой пост, а устраивали праздничную трапезу. За это митнагдим Минска даже изгнали рабби Менахема Мендела Витебскера!
Стоит упомянуть сказанное в трактате Софрим5 о важности изучения Торы, связанного с конкретным празником в тот самый праздник – ведь этим мы как-бы отстраивает жертвенник и приносим жертву. Подробно про то, что учеба заменяет действие, невозможное в наши дни, сказано в самом конце трактата Эрувин и в Сангедрин, 101а; см. также Каф Ахаим, 429:6.
Кроме всего вышеописанного к 14 Ияра имеют отношение еще несколько обычаев, связанных с различными событиями еврейской истории.
1. Существовал древний обычай посещать 14 Ияра могилы Гилеля и Шамая на горе Мерон.
В кунтрасе "Эйлэ Амасаот", который написал один из учеников рабби Йехтэля из Парижа, которого он послал в Святую Землю, сказано: “На горе Мерон есть пещера Гилеля, Шамая и их учеников – всего 32 могилы. Там собираются евреи в Песах-Шени и молятся там и читают Теилим. А когда появляется там вода внутри пещеры – то все радуются, т.к. это добрый знак, что год будет благостовенным. И много раз, когда воды не было, появлялась она внезапно во время молитвы”.
В кунтрасе "Масаот Беэрэц Исраэль" рассказывается, что внук Рамбама – рабби Давид Анагид – бежал в Святую Землю из Египта из-за гонений со стороны противников учения его деда. “Однажды он молился в пещере Гилеля и из стены потекла холодная вода. Тогда встал рабби Давид и предал анафеме гонителей. В тот день умерло в Египте 500 гонителей, а через два месяца и семьи их исчезли с лица Земли.”
2. Обычай 14 Ияра посещать могилу рабби Йеуды бар Илаи, что в деревне Эйн Зейтун у подножия горы Мерон.
В "Шаарэй Йерушалаим" и многих других хрониках приводится обычай жителей Цфата в Песах-Шени зажигать огонь и свечи на могиле рабби Йеуды бар Илаи, а также на могилах рабби Круспедая и рабби Йоси Сарагоси. Скорее всего, этот обычай является последствием предыдущего, когда евреи, возвращаясь с молитвы о ниспослании хорошего года в пещере Гилеля, проходили мимо этих могил по дороге домой в Цфат.
Из-за этого обычая появилось не имеющее под собой оснований понятие “илулы” (празднования дня кончины) таны рабби Йеуды бар Илаи 14 Ияра – по аналогии с илулой Рашби 18 ияра, в Лаг-Баомер.
3. Обычай 14 Ияра посещать могилу рабби Меира Баал Анес, что в Тверии.
Это самый молодой обычай (относительно предыдущих). В 1837 году на севере Святой Земли было сильное землятрясение, и два камня-жернова, что отмечали место могилы таны рабби Меира разбросало по склону, и точное место могилы забылось. Через много лет, зимой 1867 года, какой-то пастух однажды заснул на одном из камней, и во сне к нему пришел рабби Меир и сказал, что его могила на том месте, где он спит. Раввины Тверии (рав Хаим Абулафия, рав Шломо Мамо и рав Давид Ситъон) решили это проверить и послали людей копать под тем камнем. Обнаружили пещеру – и в тот момент пастух умер, что было воспринято как знак. В месяце Шват того же года решили вновь установить оба огромных камня над этой пещерой, но никак не могли поднять второй камень. К вечеру на глазах у всех этот камень сам покатился и встал ровно поверх первого, что уже стоял над пещерой. Это чудо засвидетельствовали 12 раввинов Тверии (например в письме к Сдэй Хэмэд). В первом Адаре начали строить синагогу над могилой, и стройка закончилась 14 Ияра. В тот день на могиле рабби Меира было большое веселье, наподобие веселья в честь Рашби на горе Мерон 18 ияра. Тогда же раввины Тверии решили ежегодно в Песах-Шени собираться на могиле рабби Мэира.