Песах – самый главный еврейский праздник
Песах – самый древний и самый главный еврейский праздник, символизирующий Исход еврейского народа из египетского рабства. Произошло это событие около 3300 лет назад, в середине 13 века до н.э. Песах – это праздник обретения свободы и достоинства. Он олицетворяет собой цепь событий, в результате которых евреи стали свободным народом, обрели Землю обетованную и создали свое собственное государство. Ведь пришли они в Египет как род Иакова, насчитывающий порядка 70 человек, а уходили уже целым народом численностью 600 тысяч.
Начинается праздник накануне 15 дня весеннего месяца Нисана по еврейскому лунному календарю и длится 7 дней в Израиле и 8 дней вне Израиля. Дата праздника по григорианскому календарю ежегодно обновляется. Песах в 2024 году будут отмечать с 23 по 30 апреля.
Песах в переводе с иврита означает «миновать» или «пройти мимо». Согласно книге «Исход» (вторая книга Торы) Моисей именем Бога потребовал от фараона отпустить его народ, находящийся в египетском рабстве, поклявшись, что иначе Бог накажет Египет. На что фараон ответил отказом.
После чего на Египет обрушилось десять бедствий (десять казней египетских):
превращение всей воды Египта в кровь
нашествие жаб
нашествие кровососущих насекомых (мошек, вшей, клопов)
нашествие пёсьих мух (оводов)
мор скота
страшные язвы и нарывы
гром, молнии и град огненный
нашествие саранчи
трехдневная тьма египетская
смерть первенцев.
Бедствия обрушивались на Египет одно за другим, каждое новое наказание следовало за очередным отказом фараона отпустить еврейский народ. Накануне последней из десяти казней египетских (смерть первенцев) Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог «прошёл мимо» домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы, включая и сына фараона. И только после этого фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет. Так начался Исход.
Во все дни празднования Песаха строго запрещается не только употреблять в пищу, но и даже держать в доме “квасное” (хамец). Хамец – еврейское название изделий из «заквашенного» теста. В переводе с иврита хамце – это закваска. Если мука была в соприкосновении с водой дольше 18 минут, то такое тесто считается «заквашенным». К квасному относятся – макароны, хлеб, торты, пирожные, печенье, пшеничная водка, пиво, виски, а так же другие солодовые и дрожжевые продукты. Поэтому хозяйки еще задолго до начала праздника проводят ревизию всего “квасного” в доме, стараясь успеть подъесть накопившиеся запасы. В последнее утро перед праздником Песах все “квасное”, находящееся в доме еврея, нужно либо сжечь, либо продать нееврею.
Единственный хлеб, который можно употреблять в пищу в дни праздника – это маца. Маца — тонкая пресная лепешка, выпекаемая строго по рецептам установленным Торой, из муки и воды. Мука для кошерной мацы может быть ячменной, овсяной, ржаной, пшеничной, или сделанной из спельты.
Маца – напоминает евреям о том как, получив разрешение фараона покинуть Египет, они собирались в такой спешке, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего подойти теста. Спешка была не напрасной, египетская армия во главе с фараоном гналась за ними по пятам. Но на седьмой день Исхода Красное море расступилось перед еврейским народом, чтобы затем сомкнуть свои волны над головами египтян.
Главным событие праздника является вечерняя пасхальная трапеза Седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника. Вся семья собирается у праздничного стола. На стол ставят лучшую посуду, серебро, свечи, кошерное вино или виноградный сок, три больших куска мацы и отдельный кубок для Илии пророка.
Проведение Седера строго регламентировано. В эту ночь необходимо читать повествование об Исходе из Египта и провести пасхальную трапезу в строго установленном порядке, где каждому действию определено свое место.
Во время Седера едят особые символические блюда:
Для проведения Седера используют специальное пасхальное блюдо (кеара). На нем в определенном порядке должны находиться три символических блюда, которые не едят:
При проведении пасхального Седера каждый из присутствующих должен выполнить пять обязательных этапов (мицвот):
По традиции принято наполнять еще один особый бокал для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении “дня Господня, великого и страшного”. Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе.
В конце церемонии обязательно звучит фраза: «В будущем году – в Иерусалиме!», которая ассоциируется с завершением «рассеяния» среди остальных народов и возвращением на Землю Обетованную.
День, следующий за пасхальным Седером, — это первый день праздника. Для религиозных людей — это день молитвы и отдыха, когда запрещена всякая работа. Для остальной части населения Израиля – это выходной день, который принято проводить в кругу родных и близких.
Далее следуют пять дней, так называемых полупраздников, когда часть учреждений работает полдня, а часть — и вовсе не работает.
И завершает пасхальную неделю еще один праздничный день. Согласно Торе, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавших их египтян. В это день принято приходить к морю, реке или любому другому водоему и читать там отрывок из Торы «Песнь на море».
С праздником Песах! Хаг Песах самеах!