Eric Clapton - Эрик Клэптон
В марте 1962 года в лондонском районе Илинг открылся клуб любителей ритм-энд-блюза. Клэптон становится одним из его завсегдатаев. Как вокалист он нередко подменял Мика Джаггера в ансамбле „Alexis Korner's Blues In corporated”. Карьеру профессионального гитариста начал в 1963 году в группе „The Roosters», куда его пригласил Торн Макгиннес. Через полгода оба перешли в „Casey Jones and The Engineers”.
Однако спустя всего две недели, в октябре 1963 года Клэптон сменил в ансамбле „The Yardbirds» соло-гитариста Тони Топэма. „The Yardbirds» выступали в ричмондском клубе Crawdaddy, где до них основной группой был „Rolling Stones”. То была пора признания. „The Yardbirds» вскоре начал составлять конкуренцию самим «Битлз”. Гитарные соло Эрика уже в то время приводили всех в восторг, но в 1965 году он покинул группу.
Расставшись с ансамблем, в котором играл 14 месяцев, Клэптон на время покинул сцену и поступил рабочим на стройку. Однако вскоре ему позвонил Джон Мэйелл и пригласил в свою группу „The Bluesbreakers”. В биографии Эрика Клэптона это был переломный момент. С The Bluesbreakers он выступал с апреля по август 1965 года и, после поездки на три месяца в Грецию, с ноября по июль следующего года. С Клэптоном в качестве гитариста и вокалиста группа приобрела невероятную популярность. Его мелодичные, плавные и душевные импровизации оказывали колоссальное эмоциональное воздействие. Блестящие сольные партии в инструментальных композициях Steppin Out и Hideaway, в песнях Джона Мэйелла принесли ему славу лучшего блюзового гитариста страны.
На концертах публика не уставала кричать: «Пусть Бог сыграет соло!» Шестой состав „The Bluesbreakers», куда входил Клэптон, выпустил только один альбом - Blues Breakers John Mayall with Eric Clapton (1966), но он сразу попал в первую десятку национального хит-парада и навсегда останется в числе красивейших блюзовых дисков, когда-либо записанных белыми исполнителями. Играя в „The Bluesbreakers», Клэптон находил время и для сотрудничества с другими музыкантами. С Джимми Пейджем он сделал серию записей, позднее включенных в антологии британского блюза.
В июле 1966 года Клэптон создает группу Cream, куда вошли Джек Брюс и Джинджер Бейкер. Музыканты намеревались играть в небольших клубах и кафе, но дебютное выступление на Виндзорском фестивале джаза и блюза в 1966 году вызвало у публики такой восторг, что каждый невольно начал импровизировать, демонстрируя максимум своих возможностей. Этот стиль и стал традиционным для группы.
Участники группы и не предполагали, что их творчество произведет настоящую революцию в музыке, дав жизнь тысячам новых музыкальных течений. Характерный «кримовский» саунд прослушивался уже с первого альбома группы - стандартный блюз с элементами джаза и психоделики был сыгран с такой мощью и эмоциональным накалом, что сравниться мог разве что только с творчеством Джимми Хендрикса.
Все трое участников группы создавали песни прямо во время исполнения. Во время концертов партнеры Клэптона намеренно на ходу изменяли ритмическую структуру песен, вынуждая его отчаянно импровизировать.
Музыканты, предпочитая студийной работе живые концерты, тем не менее в 1968 году выпустили двойной альбом Wheels Of Fire, который стал самым первым альбомом в истории музыки, по уровню продаж получившим «платиновый статус”. В целом же к концу 1968 года общий тираж пластинок ансамбля составил 15 миллионов экземпляров.
Трио прекратило карьеру по инициативе Эрика Клэптона, уставшего от бесконечных гастролей, от исполнения изо дня в день одних и тех же композиций. Искусство в таких условиях грозило превратиться в ремесло, в механически выполняемую работу.
На одном из концертов он намеренно отключил свою гитару посреди песни, чтобы проверить, заметят ли это Бейкер и Брюс. Они не заметили и как ни в чем не бывало доиграли композицию вдвоем. Терпение Клэптона лопнуло, когда в журнале „Rolling Stone» его назвали «мастером клише”. Еще работая в Cream Клэптон начал участвовать в творчестве других рок-звезд. Особенно тесные контакты установились у него с Джорджем Харрисоном и Джоном Ленноном из «Beatles”. Eric Clapton исполнил партию соло в песне Харрисона „While My Guitar Gently Weeps»
В начале 1969 года Эрик Клэптон основал новую супергруппу „Blind Faith”. В июне состоялся дебют в лондонском Гайд-парке, где присутствовало более ста тысяч человек. Единственный альбом, „Blind Faith» (1969), возглавил таблицы популярности по обе стороны Атлантики. Самой удачной критики признали композицию Клэптона „Presence Of The Lord”. Осенью квартет отправился в продолжительную гастрольную поездку по США. Вскоре после начала турне суперквартет „Blind Faith» распался, и Эрик Клэптон решил выступать с „Delany and Bonny”. «Они играли музыку для души», - позднее объяснил он свой шаг. Проехав с концертами по гастрольному маршруту, намеченному для „Blind Faith», коллектив после небольшого перерыва совершил европейское турне.
Затем Клэптон решил заняться сольным творчеством. Он записал первую сольную пластинку, назвав ее „Eric Clapton», песни на ней звучали вяло и неуверенно. Однако Клэптон не сдавался, ему удалось записать в 1970 году великолепный альбом „Layla And Other Assorted Love Songs”. Заглавная композиция этого альбома - „Layla» - посвящена жене Джорджа Харрисона - Пэтти Бойд. Эрик был влюблен в нее на протяжении многих лет, и в 1979 году она все-таки вышла за него замуж. Песня завоевала огромную популярность. Она и по сей день фигурирует в списке лучших произведений рок-музыки всех времен.
В 1980 году Эрик дал серию концертов в пригороде японской столицы Будокане. Исполненные там песни представлены на альбоме „Just One Night”. Весной 1987 года в двадцатку лучших попал в США очередной диск Эрика „August» (1986). Включенные в него композиции музыкант чуть раньше, в январе, с большим успехом сыграл и спел на концерте в лондонском зале Альберт-холл. Не менее активно работал он и в дальнейшем.
Особенно удачным оказалось его сотрудничество с ансамблями Dire Straits, The Robert Cray Band. В 1988 году вышел альбом-сборник „Cross Roads» - ретроспекция двадцатипятилетней творческой деятельности Эрика Клэптона.
Еще через год появился замечательный альбом Journeyman, не только принесший ему еще большую популярность, но и вернувший уважение критиков. В этом отношении показательными стали концерты Клэптона в знаменитом лондонском Альберт-холле. Желающих его послушать оказалось так много, что пришлось отыграть 24 вечера подряд! В 1992 году вышел акустический альбом „Unplugged», который прозвучал настолько свежо и интересно, что это позволило вспомнить о тех временах, когда Эрику вообще не было равных по уровню игры на гитаре. В альбом помимо старых вещей вошло несколько новых песен, включая композицию „Tears In Heaven», посвященную трагически погибшему сыну друга. Пластинка получила в 1993 году 6 наград «Грэмми», установив тем самым своеобразный рекорд, а продажи альбома превысили 14 миллионов экземпляров.
В 1994 году Клэптон повторил успех предыдущего альбома, выпустив пластинку „From The Cradle”. Программа, состоящая из шестнадцати старых классических блюзовых композиций, продемонстрировала невероятное мастерство Эрика как гитариста.