Эннио Морриконе — композитор
Эннио Морриконе родился в Риме 10 ноября 1928 года в семье домохозяйки и музыканта. Его отец работал джазовым трубачом. Мальчик оказался старшим из пятерых детей. Наследственность и атмосфера дома сыграли большую роль в выборе занятия, которому хотел посвятить себя Эннио. Став в 12 лет учеником римской консерватории Санта Чечилиа, он обрел наставника в лице Гоффредо Петрасси. За 11 лет обучения молодой человек получил образование по трем направлениям и стал обладателем диплома по классу композиции, оркестра и трубы. Занятия парень совмещал с подработкой. В 16 лет Морриконе начал выступать в ансамбле Альберто Фламини, где когда-то играл его отец. Вместе с коллективом юноша исполнял музыкальные композиции в казино, отелях и ресторанах. В 17 лет он стал театральным артистом, а спустя год продемонстрировал свои навыки в статусе композитора.
Первые произведения Эннио создал во время учебы в консерватории, сочиняя аранжировки фольклорных мелодий для телевидения и радио. В то время его фамилию не указывали в титрах, так как музыкант не был известен публике.
После окончания консерватории Эннио вел активную исполнительскую деятельность, выступая как трубач в разных римских оркестрах. В 1960 году Морриконе впервые обратился к киномузыке, он начал пробовать себя в написании саундтреков к фильмам. Параллельно в это же время он работал как композитор-аранжировщик в звукозаписывающей компании RCA Italiana. Один из основателей этой компании, Винченцо Микоччи, частенько заказывал у Морриконе аранжировки песен для итальянских артистов, почти все из которых стали хитами. Тогда же композитор успел поработать с такими музыкантами, как Пол Анка, Чет Бейкер и Мина. Но музыкант никогда не пренебрегал академической музыкой и продолжал ее сочинять.
Вплоть до 33 лет композитор писал музыку, словно из тени: подписывался разными псевдонимами, сочинял в сотрудничестве с другими авторами. В его карьере все изменила встреча со старым приятелем, знаменитым режиссером Серджио Леоне. Когда-то они учились вместе, а спустя время их творческий тандем подарил миру множество фильмов с прекрасной музыкой. Карьера композитора пошла в гору с момента написания саундтрека к известной «Трилогии долларов» («За пригоршню долларов»,1964; «На несколько долларов больше», 1965; «Хороший, плохой, злой», 1966). Музыка к этим спагетти-вестернам принесла Морриконе мировую славу.
Работая над музыкальным сопровождением к этим фильмам, он подошел к сочинению с новаторской стороны. Смелая эклектика, парадоксальное сочетание звуков — кнутов, колокольчиков и воя койота — навсегда перевернули представление о звуковом ряде в кино. Морриконе не столько «обслуживал» видеоряд, сколько создавал самостоятельный звуковой образ, подчас ироничный, вступающий в контрапунктные отношения с событиями на экране.
После первого ошеломительного успеха к музыканту начали поступать предложения от разных кинорежиссеров по всему миру. Так карьера Эннио постепенно переместилась из Италии в Соединенные Штаты, в Голливуд.
Эннио говорил, что работает не с мелодией непосредственно, но со структурой произведения. Вопреки стандартному представлению, музыку автор создавал не за инструментом, а за письменным столом. Он размышлял над концепцией, а затем описывал ее нотами. Появление идей музыкант объяснял вдохновением. Большое значение он уделял работе с появившейся задумкой, которую необходимо было доводить до совершенства. Создание аранжировок стало основным профилем Морриконе. Параллельно музыкант завершал обучение. В то время он сотрудничал с популярными певцами, продолжая работу в театре. В 1960-х композитор начал создавать саундтреки для итальянских вестернов, чем зарекомендовал себя в определенных профессиональных кругах. Морриконе уделял внимание кинематографу, реализуясь как автор. Он сотрудничал с Джанни Моранди и сочинял аранжировки для лент Пола Анки. Вышедший в 1959 году фильм «Смерть друга» и презентованный в 1961-м «Фашистский вожак» считаются дебютом музыканта в кинематографе.
Он сочинял джаз, классические мелодии, уделял большое внимание итальянской народной музыке, экспериментировал с авангардистскими направлениями и рок-н-роллом. Любопытно, что с 1980 года американские рокеры из группы Metallica начинали свои концерты исполнением композиции The Ecstasy Of Gold, прозвучавшей в фильме «Хороший, плохой, злой».
В 1987 году автору преподнесли «Золотой глобус» за саундтрек к фильму «Миссия», а через год он стал лауреатом BAFTA за музыку к «Неприкасаемым». В дальнейшем он получал эти награды еще не раз.
Биография Эннио Морриконе была связана не только с кинематографом. Композитор не забывал и о привязанности к камерной музыке. С 1958-го он участвовал в турне как дирижер оркестра и вел концертную деятельность в этой роли. За время работы в кино музыкант дважды появлялся в кадре в эпизодических ролях. В 1995 году о его жизни и творчестве сняли документальный фильм, где Морриконе сыграл главную роль — самого себя. В 2007 году Гильдия киноакадемиков вручила композитору «Оскар» за вклад в развитие кинематографа. Он мечтал получить эту награду в соревновательных номинациях, что осуществилось только в 2016-м: музыкант выиграл статуэтку за вестерн Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка». Произведения Эннио Морриконе прозвучали в фильмах «Профессионал», «Однажды в Америке», «Легенда о пианисте», «Бесславные ублюдки», в сериале «Спрут» и других проектах.
Музыкальный деятель пробовал себя и в литературе. В 1996 году он выпустил книгу о столице Италии, сопровождаемую фото Аугусту Де Луки. Проект отметили премией «Города Рима».
Морриконе приезжал на гастроли и в Россию. В 2018 году он дал концерты в Москве и Санкт-Петербурге в рамках тура, приуроченного к 60-летию музыкальной деятельности. Европейское турне, организованное в честь этого события, включило в себя 40 концертов в 30 городах Европы.
Композитор не расставался с музыкой ни на минуту. В родном городе он давал благотворительные концерты, выступая в Ватикане. Гастролируя с концертами в разных странах мира, Морриконе позволял слушателям насладиться привычными композициями «Плач ветра» и Chi mai, а также новыми произведениями в исполнении оркестра под его руководством.
Со своей женой Марией Травиа он познакомился еще в юности. Их брак продлился 63 года — до самых последних дней Эннио Морриконе. Всю жизнь супруги жили в совете и поддерживали друг друга в сложные моменты. Мария нередко помогала своему мужу: она писала тексты к музыке любимого супруга. По словам самого Морриконе, они практически не ссорились и конфликты в их совместной жизни были большой редкостью.
В браке Эннио Морриконе и Марии Травиа родилось четверо детей: дочь Александра и сыновья Андреа, Джованни и Марко. Композитор часто с особым теплом рассказывал о своей семье....
...Эннио Морриконе прожил по-настоящему долгую жизнь и скончался 6 июня 2020-го на 92-м году жизни в Риме, где и родился. Незадолго до этого он получил перелом бедра, что и стало причиной смерти. Он уходил в окружении самых близких людей — жены и детей. Композитор чувствовал, что ему осталось недолго, поэтому сам написал некролог о себе с заглавием «Я, Эннио Морриконе, мертв». В нем он попрощался со своей семьей. На похоронах композитора играла музыка, написанная им для фильма «Миссия».