Клод Франсуа - мастер эстрады
После Суэцкого кризиса 1956-го семейству пришлось вернуться в Монако; у Франсуа-старшего начались проблемы со здоровьем, и работать он уже не мог, что серьезно сказалось на финансовом положении семьи. Резкий контраст между богатой жизнью в Египте и бедственной в Монако оказал на Клода большое влияние. Юный Франсуа сумел устроиться банковским клерком; по ночам он зарабатывал на жизнь, играя на барабанах с оркестром в роскошных отелях Французской Ривьеры.
Голос у юноши был неплохой, однако нетренированный; все же через некоторое время Клоду предложили попеть в одном из отелей на роскошном средиземноморском курорте Хуан-ле-Пин (Juan-les-Pins). Представление Франсуа приняли довольно тепло; вскоре его начали приглашать в роскошные ночные клубы. Именно во время работы в клубе Франсуа встретил английскую танцовщицу Джанет Вуллакотт в 1960-м они обвенчались. Увы, отец новую карьеру сына не одобрил категорически, это для Клода стало большим ударом.
Со временем Франсуа перебрался в Париж – куда более перспективный для человека его профессии. В то время во Франции успехом пользовался американский рок-н-ролл. Клод это быстро понял и примкнул к вокальной труппе. Начать выступать соло удалось не сразу, однако Франсуа не терял веры в себя и продолжал записываться. Первый успех ждал его с выходом в свет композиции 'Belles Belles Belles'; она сделала Клода звездой буквально за ночь.
Начало 60-х годов было эпохой больших потрясений для французской эстрады. Началось время "Привет, друзья", знаменитой радиопередачи, переделок на французский язык знаменитых американских шлягеров, твистов и других йе-йе.
Клод Франсуа устраивается в оркестр Оливье Депакса "Les Gamblers". Но положение остется ненадежным. Поиски работы - не самое главное, он все время жаждет иметь успех. Он выпускает вскоре пластинку-сорокапятку у "Фонтана", озаглавленную "Nabout twist" (род восточного твиста) под именем Коко. Этот первый диск стал провалом.
Эме Франсуа скончался в марте 1962, не успев услышать вышедший несколькими месяцами позже первый большой успех своего сына "Belles Belles Belles", перевод на французский песни Эверли Бразерс.
"Запущенный" передачей "Привет, друзья", Клод Франсуа начинает настоящую карьеру певца. Взятый под опеку Полом Ледерманом, уже зарекомендовавшим себя импресарио, Клод Франсуа начал появляться на пластинках своих коллег. Уехав в поездку в 1963 вместе с "Шоссетт Нуар" (выступая в первой части их концерта), понемногу этот сверхэнергичный молодой человек заставляет признать себя на сцене как восходящую звезду. Несколько песен поднимаются в течение этого года на вершины хит-парадов, например, "Marche tout droit" или "Dis-lui". Число поклонниц постоянно увеличивается: его имидж молодого человека из хорошей семьи, его светлые волосы, покрытые лаком, и его лишенные оригинальности слова являются способом привлечь женскую публику. В октябре выходит другой шлягер, "Si j'avais un marteau", перевод "If I had a hammer" Трини Лопеса.
Клод Франсуа много работает и использует песни, переведенные с английского, хотя тем не менее они оставляют немеркнущие воспоминания ("Petite meche de cheveux" или "Je veux tenir ta main"). Итак, наконец пришел успех, и певец получает все больше и больше денег. В 1964 ему предлагают купить бывшую мельницу в деревне, в Даннемуа, Иль-де-франс. Несколькими неделями позже публика слышит "La ferme du bonheur". Это также год его первой поездки в качестве звезды с "Les Gams", группой, поющей большей частью йе-йе, "Les Lionceaux" и Жаком Монти.
Это не было особо приятно, так как певец показал себя вздорным, даже непримиримым и неприятным со своими сотрудниками. В сентябре того же года происходит первое выступление в "Олимпии" в Париже. В этот вечер Клод Франсуа поет "J'y pense et puis j'oublie", ностальгическую песню, ставшую поводом для развода с женой....
1967 год окажется решающим. Действительно, у Клода Франсуа заканчивается контракт с "Филипс", и он предполагает создать свое собственное предприятие. Это и было сделано с "Диск Флеш". Он становится артистически независимым и хозяином самому себе, настоящий бизнесмен. Новый лейбл торжественно представлен в 1968 с песней "Jacques a dit". Он продолжает с переводом "Би Джиз" "La plus belle des choses". На этом же диске представлена песня, которая станет мировым шлягером. Написанная в сотрудничестве с Жаком Рево (музыка) и Жилем Тибо (текст), "Comme d'habitude" на самом деле является символом разрыва певца с Франс Галль. Переведенная на английский Полом Анкой, "My way" будет спета такими грандами, как Синатра или Элвис Пресли.
В июле того же года Изабель рождает Клода Младшего, быстро прозванного Коко. Но Клод Франсуа не выставляет напоказ свою частную жизнь, он хочет сохранить своих поклонниц и не разочаровывать их. Он продолжает поездки - в Италию, потом в Африку, от Чада до Габона, проехав через Берег Слоновой Кости.
За исключением рождения сына Марка, год 1969 похож на предыдущие. Заметим, что его выступление в "Олимпии" в течение 16 дней при закрытых кассах снова стало триумфом. Зрелище похоже на настоящее американское шоу, четыре танцовщицы, восемь музыкантов и большой оркестр "Олимпии", всё в адском ритме. На следующий год намечена поездка в Канаду. Но в Марселе впервые он падает прямо на сцене. Несомненно, в основе этой болезни переутомление. Он уезжает на Канарские острова, чтобы отдохнуть. Возвратившись, он станосится жертвой автокатастрофы.
Едва оправившись, неутомимый Клод Франсуа снова отправляется в поездку с Дани и Си Жеромом. В конце года он выкупает "Подиум", журнал для молодых людей, который вскоре будет вытеснен соперником, знаменитым "Привет, друзья". В 1972, как настоящий знаток черной американской музыки, он уезжает, чтобы записать песню "C'est la meme chanson" в США, в Детройт, на студию "Тамла Мотаун". Но его деятельность теперь разнообразна. Он занимается продукцией "Диск Флеш", он продюсирует артистов, таких, как Патрик Топалофф и Ален Шамфор.
Всегда в поисках новых талантов, он нанимает молодого композитора, Патрика Жюве, чтобы написать "Le lundi au soleil", настоящий успех 1972 года, для которого Клод Франсуа и "Clodettes" выполняют хореографические упражнения на основе маленьких неровных шагов и размахивания руками. Эта хореография станет настолько знаменитой, что будет преподаваться в школе!
С другой стороны, он решает не выступать в "Олимпии" и едет в "турне" вокруг Парижа с шапито на 4 000 мест. В конце года он подвергается налоговому контролю и вынужден заплатить 2 миллиона франков государству. В 1973 он исполняет "Je viens diоner ce soir", "Chanson populaire" и главным образом "Ca s'en va et ca revient", песни, которые становятся в свою очередь настоящими шлягерами. Однако рок, кажется, ополчился на певца. В июне 1973 мельница Даннемуа уничтожена пожаром. В июле во время концерта в Марселе перед 10 000 зрителями один чересчур усердный фанат наносит ему удар по голове, в результате - синяк под глазом.
Год следующий идет немного лучше. "Le mal-aime" приносит несчастье, но быстро становится мегашлягером, "Le telephone pleure" продан в двух миллионах экземпляров. Дела идут на лад, и Клод Франсуа инвестирует деньги в модельное агентство "Girls Models". Всем известно влечение певца к молодым девушкам, которое подтолкнуло его в прошлом году выкупить журнал мод "Абсолют". Он даже от случая к случаю превращался в фотографа!
Выстраивая свою карьеру с исступлением, Клод Франсуа удерживает свой успех, хотя в середине 70-х годов все идет не так, как хотелось бы. Концерты всегда привлекают впечатляющее количество зрителей, уверенных в неистовом шоу, в котором они будут участвовать. Так, 1 июля 1974 он объединяет 20 000 зрителей у Ворот Пантэн в Париже для "Подснежника", общества помощи детям-инвалидам, возглавляемого одним из его друзей, Лино Вентурой. На следующий год журналист Ив Мурузи организует концерт Клода Франсуа в пользу медицинского исследовательского центра перед очень многочисленной публикой в Тюильри в Париже. Это будет последним концертом певца в столице.
Между записями новых дисков, которые часто проходят в напряженной атмосфере (певец очень требователен) случаются поездки, в том числе на Антильские острова в апреле 1976 и в Африку в конце года, любовные истории с финской девушкой Софией или Каталиной (его последней подругой), его телевизионные передачи, непрерывные поездки, Клод Франсуа живет со страшной скоростью.
И иногда это похоже на кошмар: в 1975 он стал жертвой взрыва бомбы Ирландской Республиканской Армии в Лондоне (он отделался лопнувшей барабанной перепонкой), в 1977 в него стреляли откуда-то сверху, когда он в одиночку вел машину.
Хотя он и повторял в течение этих лет, что ему приходится петь песни в одном жанре, чтобы удовлетворить публику, Клод Франсуа умел приспосабливаться любым способом к моде, пока она соответствует его персоне. В 1977 музыка диско находится в апогее. Он поднят этой волной с "Magnolias for ever" и главным образом в 1978 с "Alexandrie Alexandra", написанной Этьеном Рода-Жилем, постоянным автором Жюльена Клера.
11 марта 1978 вся Франция узнает, что Клод Франсуа умер от удара электричеством в своем парижском доме, попытавшись, не вылезая из ванны, поправить лампочку. Скоропостижная кончина идола погружает публику в состояние глубокого огорчения, которое переходит иногда в истерию. Певец тогда вошел в легенду.
Вытолкнутый разрушительной необходимостью добиться успеха, несмотря на внешность и голос, который он сам ругал, Клод Франсуа смог держаться на вершине своего искусства в течение почти двадцати лет. Его предпринимательский дух, как и бесспорное чутье, были движущей силой этой необычайной карьеры, которая сделала его владельцем марки "популярная песня". 11 марта 2000 площадь Клод-Франсуа торжественно открыта под звуки фанфар там, где был его парижский дом