Автомобили в живописи
Связь между художниками и автомобилями есть в скульптурах, картинах, фотографиях и гравюрах, которые увековечили это средство передвижения. Примером являются работы таких великих мастеров, как Энди Уорхол, Вольф Фостелл, Биргит Киндер, Сальвадор Дали, Джакомо Балла и Рой Лихтенштейн. О самом известном мастере поп-арта Энди Уорхоле, который даже не водил машину, догадался, с намерением прославить стиль жизни общества потребления, несколько работ, посвященных Mercedes-Benz, под названием Cars .
Фактически, именно немецкий производитель автомобилей заказал ему в 1986 году серию картин, трафаретных отпечатков и рисунков, посвященных эволюции их автомобилей. Американский художник выполнил 49 из 80 запланированных поп-артов, которые были воспроизведены по фотографиям в типичном для Уорхола стиле. Наконец, работы по заказу Mercedes-Benz, входящие в коллекцию произведений искусства Daimler, оказываются не чем иным, как драгоценными и мало разрекламированными, поскольку полностью выставлялись только в 1988, 2010 и 2014 годах. Наконец, еще один художник, который, Сальвадор Дали, который редко ездил за рулем, посвятил часть своих работ увлечению автомобилями, включив автомобили во многие свои картины, коллажи и инсталляции.
В частности, в 1941 году в работе « Одетые автомобили » Дали использовал автомобиль для создания загадочных образов, направленных на то, чтобы придать зрительскому видению новые смыслы, разрушая и преображая реальность. На самом деле, в культовом коллаже испанский мастер буквально наряжает Cadillac в элегантную одежду, достойную бутика высокой моды.
Одним из первых изобразил автомобиль Анри Тулуз-Лотрек, известнейший постимпрессионист. В 1898 году Тулуз-Лотрек нарисовал автомобилиста — шофер в шлеме, очках и шубе, мчащийся в открытом автомобиле.
Еще одно предположение, что впервые автомобиль нарисовал художник Жюль Шере в 1900 году. Это плакат для компании, торгующей бензином. Изящная барышня за рулем автомобиля небрежно смотрит на соседнюю машину: «Кто посмеет обогнать, когда у меня лучший бензин?». К началу ХХ века относится следующее полотно, которое написал Юлиус ЛеБлан Стюарт — американский художник, родился в 1855 году в Филадельфии, вторую половину жизни провёл в Париже.
Alan Fearnley — английский художник, один из грандов современной “автомоторной” живописи. Он работает в этом жанре с 1963 года. Сегодня он — один из классиков жанра, в котором слились физика и лирика.
Vaclav Zapadlik родился в 1943 в Чехии. Xудожник-самоучка довольно рано стал рисовальщиком автотехники. До 1990 года картины художника были практически неизвестны, а в девяностом он отправился с несколькими полотнами на выставку «Retromobile» в Париж, на которой мечтал побывать. Так уже в зрелом возрасте он стал знаменитым и успешным художником.
Tom Fritz родился и вырос в Сан-Фернандо, Калифорния. Он является официальным художником Harley Davidson, его кисти принадлежит серия работ к празднованию 100 летия компании. Но я представляю полотна посвященные автомобилю.
Алексей Капчиков родился в 1968 в Ленинграде, но живет в Беларуси. Свое увлечение детства, рисовать механические средства передвижения, превратил в профессиональную творческую деятельность. Автомобили не только раскрашивали, рисовали, лепили и фотографировали. На самом деле, в некоторых случаях самые известные в мире художники также создавали работы, манипулируя реальными транспортными средствами, создавая украшения или эффектные инсталляции, которые породили оригинальные и беспрецедентные шедевры. Известным примером этого является Audi R8, который Кусама украсил знаковыми точками и является результатом сотрудничества между японским художником и известным немецким производителем автомобилей. По этому поводу Кусама хотел украсить машину красными точками, взяв мотив восходящего солнца с флага своей страны. Что касается декоративных коллабораций, то предшественником этой тенденции был BMW, который с 1975 года установил долгосрочную связь между искусством и своими автомобилями. Фактически, с тех пор многие художники работали с немецким брендом, в том числе Александр Колдер, Дэвид Хокни, Дженни Хольцер, Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Фрэнк Стелла, Энди Уорхол и недавний Джефф Кунс. С другой стороны, что касается инсталляций, сделанных из автомобилей, то в мире современного искусства выделяется картина Маурицио Каттелана « Ununtated » (2000), в которой новый и безупречный Audi Quattro проткнут посередине деревом. Этот художественный проект, являющийся частью выставки 2000 года в Ганновере (Германия), оставил у зрителей недоумение относительно смысла произведения, которое было истолковано как возможная месть природы деградации глобального потепления...
Автомобиль можно превратить в образец высокого искусства. Начиная с XX века скульптуру не получается разложить по полочкам так же, как живопись. Здесь тоже волнами прошли авангардизм, кубизм, футуризм, примитивизм и, конечно, кинетизм, выросший из конструктивизма. Но очень уж всё смешалось, как в доме Облонских, и лично я не возьмусь определить, что как называется. Рискну лишь обозначить тенденции. Cкульптуру более верно называть всеохватным словом «арт». Автомобиль в этом арте прославляли в форме скульптуры, либо использовали как материал.
Работа чешского мастера Давида Черны: Quo vadis (1989; перевод названия с латинского: «Куда идешь» или «Камо грядеши»). Известна также как «Шагающий Трабант». Посвящена политическим беженцам из Восточной Германии, увидеть ее можно в Праге.
У скульптуры еще меньше границ, чем у живописи. Материал годится любой, какой только есть под рукой. Скульптуру не требуется хранить в музее при определенной влажности воздуха, поэтому размеры композиции могут быть сколь угодно большими — пространства для размещения арт-объектов пока еще предостаточно.
Интерес с эстетической точки зрения вызывают различные инсталляции с использованием автомобиля либоего узлов и расходников. Они же, судя по всему, ныне наиболее востребованы. Однако в ходу и классика. Британец Алекс Чиннек обычно оперирует домами, превращая их в сюрреалистические арт-объекты. Но охотно берется и за малые формы: Vauxhall Corsa участвует в инсталляции Pick Yourself Up and Pull Yourself Together - «Соберись и возьми себя в руки».
Феноменальная работа 35 мастеров под руководством бельгийца Эрика ван Хова копирует реальный двигатель в традициях народных ремесел Марокко. В ней вы найдете не только шатуны и поршни, но и поршневые кольца. Применено 50 материалов, а в названии V12 Laraki фигурирует марокканская компания, выпускающая суперкары.
Сегодня она, как и живопись, невозможна без автомобиля. Многие скульпторы заслужили мировое признание именно благодаря автомобилю. Некоторые вообще работают исключительно с автомобилем или его компонентами. Только в основе большинства творений не сам автомобиль, а какой-нибудь неожиданный способ его использования...