Британская рок-группа Black Sabbath
Биография группы Black Sabbath
Основателем группы был гитарист Тони Айломми. До Black Sabbath Тони Айломи поиграл в ряде групп : The In Crowd, The Birds and the Bees, а затем в Mythology. По его словам в то время он находился под влиянием Хэнка Марвина и под влиянием джазовых гитаристов, таких как Джанго Рейнхардта. Билл Уорд интересовался джазом: его любимыми барабанщиками были Бадди Рич и Джин Крупа. Гизер Батлер своим главным источником раннего вдохновения впоследствии называл игру Джека Брюса, басиста Cream. Оззи родился в Бирменгеме в очень бедной семье. Оззи учился в одной школе с Тони Айломи. До Black Sabbath Оззи играл в группах: The Prospectors , The Black Panthers, Approach и Music Machine. В 1966 году он отсидел 6 недель в местной тюрьме «Винсент Грин» за то, что отказался выплатить штраф в 25 фунтов после того, как влез в магазин одежды Sarah Greene’s. Он обожал группу The Beatles и особенно Джона Леннона.
В 1969 году Black Sabbath привлекли внимание к себе на одном из концертов, после чего подписали контракт с Phillips Records. В январе 1970 года выше первый сингл «Evil Woman (Don’t Play Your Games With Me)», а уже в феврале вышел и дебютный альбом, который поднялся на 8 строчку в UK Albums Chart , а в америке продержался почти год в Top 40. В США он разошелся почти миллионным тиражом.
Для музыкальной критики Black Sabbath в течение многих лет оставались изгоями, не имевшими поддержки рекламных агентств, прессы и музыкальных радиостанций. Как отмечал в 1973 году альманах «Rock Files», «…Любой третьесортный саппорт-бэнд имел больше шансов попасть в программу Джона Пила, чем Black Sabbath». Группа, до ухода Осборна в 1979 году, сумевшая продать 8 миллионов альбомов, своим взлётом была обязана исключительно преданности фэнов. В сентябре 1970 года вышел второй альбом группы Black Sabbath "". Этот альбом поднялся на вершину английских чартов. Сам трек Paranoid попал на альбом случайно, исключительно для того, чтобы удлинить альбом. Но в итоге именно этот трек дал начало хард-рок и метал движению.
В конце 1970 года Тони Айомми впервые приспустил струны своего Гибсона со стандартного E до Eb (ми бемоль). Поскольку, в конце 60х, работая на заводе , лишился кончиков двух пальцев и, играя с протезами, испытывал постоянную боль. Новый, более низкий настрой был опробован на альбоме Master of Reality. Master of Reality вышел в августе 1971 года. Как и два предыдущих альбома Black Sabbath этот альбом тоже стал мировым хитом. Относительно исторической значимости Black Sabbath Vol. 4 существуют разные мнения. Оззи Осборн считает его слабейшей из ранних работ группы, записывавшейся спешно и в состоянии наркотического хаоса. Сказалось, кроме того, отсутствие продюсерского дуэта Роджер Бэйн — Томми Аллом: звучание получилось относительно облегченным. В сентябре 1972 года альбом поднялся до #8 в Британии. Музыкальная критика в ретроспективе высоко оценила эту пластинку, особенно её центральные вещи: балладу «Changes» и хард-роковые вещи «Supernaut», «Snowblind» и «Tomorrow’s Dream».
К моменту выхода Sabbath Bloody Sabbath в ноябре 1973 года Black Sabbath стали популярнейшей хэви метал-группой в мире. В пятом альбоме группа отчасти подтвердила свое реноме, но во многом и отошла от раннего стиля, сблизившись с прогом («Spiral Architect», «A National Acrobat», «Who Are You»), отчасти благодаря работе приглашённого клавишника Рика Уэйкмана из Yes (он сыграл в «Sabbra Cadabra»). Альбом поднялся в первую британскую десятку и мог бы ознаменовать звездный час Black Sabbath, если бы к этому времени все участники группы не впали в тяжёлую наркотическую зависимость, особенно Уорд и Осборн, принимавшие ЛСД ежедневно в течение двух лет. По свидетельству Стива «Крашера» Джула, «кокаин прибывал в студию в гигантских пакетах, которые можно было принять за стиральные порошки». 1974 год для Black Sabbath оказался потерян из-за проблем с менеджментом.
Пришлось почти на год отложить выпуск Sabotage, во многом экспериментального альбома, который сегодня музыкальные критики признают самой недооцененной работой группы. В двух первых вещах, философски-апокалиптической «Hole In The Sky» и «Symptom Of The Universe» (соединившей элементы научной фантастики и наркотической психоделии) Black Sabbath впервые приблизились к идеалам гаражного рока. Обманчиво мелодичная «Am I Going Insane (Radio)» (равно как и «Megalomania») убедительно живописуют страдания разума, погружающегося в пучину безумия. Текст «The Writ» остается одним из самых сложных и загадочных в истории группы. Не удовлетворившись коммерческими достижениями альбома, оба лейбла в декабре 1975 года выпустили двойной сборник We Sold Our Soul for Rock 'n' Roll, ставший всемирным хитом. К моменту начала работы над седьмым альбомом в составе группы наметился конфликт. Тони Айомми предлагал разнообразить аранжировки и стиль группы, в частности, использовать духовые инструменты. Осборн решительно настаивал на том, чтобы группа не изменяла принципам хэви метал. В Technical Ecstasy Black Sabbath пошли тем путём, по которому вёл их гитарист: насытили музыку звучанием струнных и синтезаторов. Важную роль в оформлении нового звучания сыграл приглашенный в состав клавишник Джезз Вудрафф, который, по собственному утверждению, был соавтором как минимум половины композиций в альбоме, но по неясным причинам из «титров» был вычеркнут.
Оззи Осборн в ноябре 1977 года покинул состав и был временно заменен Дэйвом Уокером, бывшим вокалистом Savoy Brown, но вернулся в январе 1978 года, чтобы принять участие в записи Never Say Die!, альбома разнородного, насыщенного элементами джаз-, синт-, блюз- и прог-рока. Несмотря на успех синглов Never Say Die и Hard Road, он продавался плохо, но главное, имел мало общего с теми идеями, которые сделали Black Sabbath пионерами своего жанра. Осборн окончательно покинул группу, чтобы начать сольную карьеру. В июне 1979 года его заменил Ронни Джеймс Дио, вокалист Rainbow. В это же время с Black Sabbath стал регулярно выступать клавишник Джефф Николс (Geoff Nicholls, экс- Quartz), официально вошедший в состав позже.
С выходом альбома Heaven and Hell в 1980 году Black Sabbath снова вернулись в первую Британскую десятку. Трэки Neon Knights и Die Young стали хитами.
Личные психологические травмы Билла Уорда вынудили его покинуть группу (у Билла Уорда один за другим умерли родители). В 1981 году его заменил барабанщик Vinny Appic. В ноябре 1981 года группа записывает альбом "Mob Rules". В Соединенных Штатах Америки и Британии альбом "Mob Rules" стал золотым, во многом благодаря своим трекам: "Mob Rules" и "Turn up the Night" . Затем группа приступила к микшированию концертного альбома Live Evil, и тут между Айомми и Дио разгорелась ссора: первый обвинил второго в том, что тот пробрался ночью в студию чтобы увеличить громкость своего вокала. К моменту выхода пластинки в январе 1983 года Дио уже покинул Black Sabbath, забрав с собой и Эпписа. Проблему с нихваткой баранщика Айломи решил просто: он уговорил Билла Уорда вернуться в группу. На место вокалиста, к удивлению многих, был приглашен Иэна Гиллана, бывшего вокалиста Deep Purple. Deep Purple и Black Sabbath жестко конкурировали в те годы.
Новый состав записал и выпустил Born Again (ещё один британский Top-5-хит). В мировое турне Black Sabbath вышли с барабанщиком Бивом Биваном (Bev Bevan, р. 25 ноября 1946 года), известным до этого по работе в Electric Light Orchestra. Уорд вернулся в состав весной 1984 года, но тогда же ушёл Гиллан, присоединившись к своей старой группе. «Я и не собирался входить в состав Black Sabbath, — позже говорил он. — Просто мы напились с Гизером и Тони, а на следующий день я узнал о своём согласии. Кроме того, они такие милые парни. Я хорошо повеселился, прекрасно провёл год, так что авантюра оправдала себя». Заменивший Гиллана Дэйв Донато (Dave Donato), пробыл в составе лишь до октября.
13 июля 1985 года Black Sabbath дали концерт в рамках благотворительного мероприятия Live Aid с Оззи Осборном (здесь были исполнены три вещи: «Children Of The Grave», «Iron Man» и «Paranoid»). Но после этого из группы ушли Осборн и Батлер (последний образовал Geezer Butler Band, так и не выпустивший ни одного альбома), оставив Айомми единственным участником оригинального состава.
В 1988 году в состав вошёл Кози Пауэлл (прославившийся как с собственной группой, так и участием в Rainbow, Whitesnake, Emerson, Lake & Powell). С басистом-сессионником Лоуренсом Коттлом группа записала Headless Cross: альбом (самый «оккультный» за всю их историю) был тепло встречен критикой. Вскоре после выхода пластинки Коттла заменил ветеран Нейл Мюррей, (некогда, как и Пауэлл, игравший в Whitesnake). Альбом Tyr (1990) многие считают лучшим из всех, что были записаны с Мартином.
28 августа 1990 года Ронни Джеймс Дио пригласил на концерт Dio в Миннеаполисе Гизера Батлера: с ним группа (в энкоре) исполнила «Neon Knights». Последовало воссоединение (Дио, Батлер, Айомми, Пауэлл, Николс), но вскоре Пауэлл уступил место Винни Эппису (в числе возможных причин упоминались две: падение барабанщика с лошади и его ссора с Дио). Новый состав записал Dehumanizer (1992); версия альбомного трека «Time Machine» вошла в фильм «Мир Уэйна». Альбом впервые за девять лет вернул группу в американский Top 50 ; британским хитом стал сингл TV Crimes. Затем Оззи Осборн объявил о намерении навсегда отказаться от концертной деятельности и попросил Black Sabbath открыть два его концерта в Коста Месе. Дио ответил отказом, считая, что Black Sabbath не могут быть саппорт-бэндом, тем более для Оззи, который неуважительно отзывался о группе в своих интервью. Однако Айомми, Батлер и Эппис приняли приглашение, в последний момент пригласив к микрофону Роба Хэлфорда из Judas Priest.
После того, как к составу присоеднился Билл Уорд, начались приготовления к совместной студийной работе и туру. Но теперь отказался от участия Оззи. Последовала новая рокировка в составе: Эпписа заменил Бобби Рондинелли, и с Мартином и Николсом Black Sabbath записали Cross Purposes (1994). В разгар тура Рондинелли покинул группу и его заменил вернувшийся Билл Уорд. Альбом Forbidden, записанный продюсером Эрни Си из Body Count, по сей день остаётся последним студийным альбомом Black Sabbath.
После того, как стало ясно, что студийные альбомы не оправдывают коммерческих ожиданий, Black Sabbath использовали трюк, ранее опробованный The Eagles и Fleetwood Mac: собрали оригинальный состав для работы над концертным сборником, куда добавили пару новых студийных треков. Двойной CD-сет Reunion, записанный в Бирмингеме и объединивший Айомми, Осборна, Батлера и Уорда, в Англии успеха не имел, зато в США стал платиновым. За трек «Iron Man» Black Sabbath получили свою первую «Грэмми» (Best Metal Performance). Группа продолжала гастролировать, а завершила реюнион-тур у себя в Бирмингеме 22 декабря 1999 года. В феврале 2001 года Black Sabbath объявили о том, что объединяются вновь для участия в шестом по счёту Ozzfest’e, более того, продолжат совместную работу в студии. Однако сотрудничество с продюсером Риком Рубином не заладилось и проект был отложен на неопределённый срок — тем более, что Осборн стал более чем популярным со своим семейным реалити-шоу.
Творчество и распад группы Black Sabbath
В июне 2013 вышел новый студийный альбом группы, получивший название 13. Из классического состава группы в записи диска приняли участие Осборн, Айомми и Батлер. В качестве сессионного музыканта для записи ударных был приглашён Брэд Уилк (Rage Against The Machine). Диск стал первым альбомом группы, возглавившим американские чарты и первым диском Black Sabbath на вершине британского хит-парада с 1970 года. После выхода альбома группа провела масштабное турне в его поддержку. В ноябре 2013 года была выпущена видеозапись концертного выступления группы под названием «Live... Gathered in Their Masses». В 2014 году группа выступила в России (1 июня в спорткомплексе «Олимпийский» (Москва), 3-го июня в Ледовом дворце (С. Петербург)). Так же в июне 2014 года группа приняла участие в фестивале Nova Rock Festival. В сентябре 2014 года Осборн выступил с заявлением, в котором заявил о записи нового альбома. По словам Оззи, работа над новым альбомом начнётся в 2015 году с продюсером Риком Рубином. Также он отметил, что новый альбом будет завершающим в карьере группы и после его выхода Black Sabbath отправятся в прощальное турне.
3 сентября 2015 года группа объявила о старте прощального тура под названием THE END. В опубликованном группой пресс-релизе говорится следующее: «Это начало конца. Эта история началась почти пять десятилетий назад с ударов грома, c далёкого колокольного звона, и чудовищного риффа, который потряс землю. Это был самый тяжёлый звук в роке, который когда-либо слышали. В этот момент родился хэви-метал, созданный подростками из молодой бирмингемской группы. Теперь она заканчивается. Прощальный тур метал-группы всех времён, BLACK SABBATH. Оззи Осборн, Тони Айомми и Гизер Батлер закрывают последнюю главу в невероятной истории Black Sabbath».
Старт тура начался 20 января 2016 года в США. Оззи отметил, что группа решила не записывать ещё один альбом после того, как альбом 13 достиг первых мест в чартах и получил премию «Грэмми».
Группа выступала как хэдлайнер фестиваля Download Festival 2016 проходившего 11 июня 2016 года. К старту прощального тура группа выпустила сборник The End, содержащий четыре студийных записи ранее не выпускавшихся песен, записанных во время работы над альбомом 13, три концертных записи песен с этого же альбома и одна с альбома 1972 года Vol.4 («Under The Sun»), записанные во время выступлений в 2013—2014 годах. Диск был выпущен ограниченным тиражом и продавался только на концертах группы. 12 июля 2016 года, выступлением в Москве, в спорткомплексе «Олимпийский» группа завершила европейские выступления прощального тура.
2 и 4 февраля 2017 года в Бирмингеме состоялись последние концерты коллектива в рамках прощального тура. После этого Айомми сказал, что одно выступление по сути ещё возможно, но не знает, когда оно произойдёт.
7 марта 2017 года Black Sabbath в соцсетях официально объявили о том, что распались.