История Банджо
Американское оригинальное банджо
Его ещё называют блю-грасс, причем басовая струна настраивается в соль и остается всегда открытой - она укорочена и не зажимается, к такому строю нужно привыкать, хотя это довольно просто после гитары, так как техника зажимания аккордов схожа.
Есть модели без укороченной пятой струны, это классические четырехструнные банджо: до, соль, ре, ля, но ирландцы используют своей особый строй, где соль перемещается наверх, поэтому понять, что они играют очень сложно, так как аккорды зажимаются замысловато и совсем не так, как привыкли американцы.
Шестиструнное банджо самое простое, его называют банджо-гитара, имеет такой же строй, поэтому особенно любим гитаристами. Интересный инструмент банджолеле, совмещающий в себе укулеле и банджо.
Первые упоминания о банджо в США относятся к концу семнадцатого века. По одной из версий, предшественником банджо стали музыкальные инструменты африканских рабов. Во многих странах Африки существовали пусть отличавшиеся количеством струн, но в целом очень похожие на банджо инструменты.
Первоначально для производства банджо использовалось не дерево, а тыква - на неё натягивалась шкура козы или свиньи, а для изготовления струн использовали конские волосы или же волокна конопли.
Название инструмента также имеет африканские корни; музыкальный инструмент называли Banias, Banjars, Bangoes, Banzas… Предполагается, что первый предок этого инструмента появился на «черном континенте» около тысячи лет назад. Долгое время банджо считался инструментом черных музыкантов, однако примерно в первой половине девятнадцатого стали появляться первые белые исполнители.
Одним из первых белых, не только освоивших этот инструмент, но и добившихся успеха и известности как исполнитель музыки кантри на банджо, был Джоэл Уокер Суини; игрой на своем пятиструнном банджо ему удалось завоевать популярность не только в молодой стране (он много путешествовал по США вместе со своей командой, в которую входили также его братья Дик, Сэм и кузен Боб), но и выезжал в Европу.
Пит Сигер Суини считается одной из культовых фигур в истории банджо; существует даже легенда о том, что именно ему принадлежит честь изобретения пятой струны, однако недавние исследования показали, что это не так. Самым популярным на сегодняшний день является пятиструнное банджо – на нем, как правило, играют блюграсс. Также существуют четырехструнное (с 19 ладами, называемое Tenor, и обладающий 17-ю ладами Irish Tenor) и набирающее популярность шестиструнное банджо.
Банджо Plectrum отличается от пятиструнной только отсутствием пятой струны и тем, что играют на ней не пальцами, а медиатором, надеваемым на палец (также называемым плектром). Также существует несколько разновидностей банджо – например, «смесь» с гитарой, называемая гитарным банджо или «банджитар».
Подобные инструменты были весьма популярны в начале прошлого века, сейчас им остается лишь мечтать о популярности «старшего брата». Различают несколько стилей игры на банджо – Clawhammer, Folk, так называемый «классический» стиль; наконец, существуют признанные мастера игры на банджо, создавшие собственные стили игры, например, Эрл Скраггс (Earl Scruggs) и Пит Сигер (Pete Seeger) Сегодня без банджо сложно представить современные этнические коллективы многих стран Европы, а также Ирландии и Англии.
Популярностью пользуется банджо и в России.
Банджо – это музыкальный символ американской культуры, как у нас балалайка, которую, кстати, называют «русское банджо»